C 01.01.2022 года на ФНС России возлагаются функции по выпуску квалифицированной электронной подписи (КЭП) для юридических лиц (лиц, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), нотариусов и индивидуальных предпринимателей.
Срок действия КЭП, выпущенных ранее коммерческими удостоверяющими центрами (коммерческими УЦ), заканчивается 01.01.2022. До 01.07.2021 года им необходимо переаккредитоваться. Для обеспечения плавного перехода от платной к соответствующей безвозмездной государственной услуге по выпуску КЭП с 1 июля 2021 года получить квалифицированную электронную подпись можно будет в УЦ ФНС России.
Сделать это смогут все юридические лица и ИП с учётом следующих ограничений:
- Удостоверяющий центр ФНС России (УЦ ФНС России) бесплатно выдаёт квалифицированные сертификаты только для юридических лиц (как правило, генеральному директору, действующему от лица компании без доверенности), нотариусов и индивидуальных предпринимателей;
- Квалифицированный сертификат физического лица, а также лица, планирующего действовать от имени юридического лица по доверенности, можно получить в коммерческих аккредитованных удостоверяющих центрах (коммерческих аккредитованных УЦ);
- Квалифицированные сертификаты для заявителей, указанных в п.1, выпускаются территориальными налоговыми органами по предварительной записи. Заявитель должен лично предоставить заявление на выпуск квалифицированной электронной подписи (КЭП), паспорт и СНИЛС в налоговый орган и пройти процедуру идентификации;
- Квалифицированный сертификат записывается на предоставляемый заявителем носитель ключевой информации, сертифицированный ФСТЭК России или ФСБ России. Это необходимо для обеспечения конфиденциальности ключей электронной подписи пользователя, исключения риска их компрометации и использования без ведома владельца. УЦ ФНС России поддерживает ключевые носители формата USB Тип-А, в частности: Рутокен ЭЦП 2.0, Рутокен S, Рутокен Lite, JaCarta-2 SE (JaCarta-2 PKI/ГОСТ/SE), JaCarta LT, JaCarta-2 ГОСТ, JaCarta-2 PKI/ГОСТ, JaCarta PKI, ESMART Token, ESMART Token ГОСТ, а также иные, соответствующие установленным требованиям.
Приобрести такие носители можно в специализированных интернет-магазинах, а также у партнеров производителей электронных ключей. Также можно использовать уже имеющиеся на руках носители при условии их соответствия требованиям. Один ключевой носитель может применяться для хранения нескольких (до 32 экземпляров) КЭП и сертификатов к ним, выданных как коммерческими, так и государственными УЦ.
Для подготовки заявления на выдачу КЭП, а также приобретения ключевых носителей можно обратиться к оператору электронного документооборота. Полученные в рамках "пилотного" выпуска квалифицированные сертификаты являются легитимными, имеют срок действия 15 месяцев и могут использоваться для сдачи отчетности и ведения хозяйственной деятельности в рамках Федерального закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ "Об электронной подписи".
Пользователи, получившие КЭП в УЦ ФНС России, могут обращаться в Службу тех. поддержки или по телефону Единого контакт-центра ФНС России: 8-800-222-2222.
С 01.07.2021 лица, имеющие право действовать без доверенности от имени организации, и ИП смогут подать заявление на выпуск КЭП через "Личный кабинет налогоплательщика - физического лица".
ФНС напоминает, что с 01.01.2022 вступают в силу следующие ограничения:
- КЭП кредитных организаций, операторов платёжных систем, некредитных финансовых организаций и ИП можно будет получить в УЦ Центрального банка Российской Федерации;
- КЭП должностных лиц государственных органов, органов местного самоуправления, подведомственных государственному органу или органу местного самоуправления организаций можно будет получить в УЦ Федерального Казначейства;
- КЭП физических лиц, а также лиц, действующих от имени юридического лица по доверенности, можно будет получить в коммерческих УЦ после их переаккредитации.
Источник: ФНС России